Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Значительное количество расстройств в межличностных отношениях и функционировании человека как

Купить за 1800 руб.
Страниц
23
Размер файла
32.68 КБ
Просмотров
9
Покупок
0
Значительное количество расстройств в межличностных отношениях и функционировании человека как носителя определенной социальной роли нередко обусловлено повторяющимися негативными переживаниями, возникающими в результате субъективного или вязанного

Введение

Значительное количество расстройств в межличностных отношениях и функционировании человека как носителя определенной социальной роли нередко обусловлено повторяющимися негативными переживаниями, возникающими в результате субъективного или навязанного неудовлетворения от выполнения ролевых предписаний. Нередко эти состояния порождаются усвоенными неконструктивными действиями, которые либо изначально носили неэффективный характер, либо изжили себя на данном жизненном этапе и требуют осознанной и целенаправленной коррекции [5]. В многочисленных исследованиях зарубежных и некоторых отечественных авторов этот феномен получил название жизненного сценария.

Авторы-исследователи данного вопроса, анализируя имеющиеся биографии выдающихся личностей и непосредственные случаи клиентов, приходят к заключению, что, детерминированные своими жизненными сценариями, люди различных социальных сословий, образования и половой принадлежности поступают совершенно предопределенным образом, определяя качество своей жизни, глобальное переживание своей бытийности.

Современный этап развития российского и европейско-американского общества характеризуется изменением культуры в целом, изменением социальных ролей, различными семейными проблемами, повышенным уровнем стресса и снижением уровнем здоровья (физического, духовного и психоэмоционального). На этом фоне отдельно взятому индивиду все сложнее становится определить критерии, позволяющие оценить собственную жизнь как счастливую, удачную, достойную, что порождает высокий уровень фоновой тревожности и общей неудовлетворенности, ощущение неблагополучия, невротические расстройства, перфекционизм. Человек оказывается в тисках, с одной стороны, своего нескорректированного сценария, сформировавшегося еще в ранние периоды онтогенеза, а с другой - под прессингом размытых социальных норм и существующих критериев оценки качества жизни. На данном фоне выявление и коррекция жизненного сценария, определяющего поведение и судьбу человека, являются актуальными вопросами теоретической и прикладной психологии [3].

Вопрос о том, как прошлое присутствует в нашем настоящем, обусловливая будущее, не мог не заинтересовать и психологов.

В 1960-1970-хх гг. вышло большое количество работ, посвящённых изучению проблемы трансгенерационной передачи паттернов поведения. Н. Абрахам, Ф. Дольто и И. Бошормени-Надь обнаружили, что такие проблемы как неразрешенные конфликты, тайны, "невысказанное", преждевременные смерти, выбор профессии и т. д. передаются из поколения в поколение. Причины, почему в расширенной семейной системе происходят из поколения в поколение повторения жизненных событий, нередко трагических, обычно не осознаются и даже не рационализируются, и лишь немногие клиенты решаются на анализ этих травматичных событий, имеющих навязчивый, повторяющийся характер [3].

Этой проблемой занимались зарубежные и отечественные психологи, среди наработок которых следует выделить: психологическую концепцию жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, М.Р. Гинзбург, Е.Б. Старовойтенко и др.), психология судьбы (Л. Зонди), школа повторного принятия решения (Боб и Мэри Гулдинг), транзактный анализ (Э. Берн, В.В. Макаров), теория семейных систем (М. Боуэн).

Перечисленные авторы активно дискутируют о том, что определяет выбор человека в той или иной ситуации, что влияет на этот выбор, от чего он зависит, и есть ли пути освобождения личности от давления негативных предписаний сценарного решения.

В результате анализа техник и приемов практической помощи клиентам, используемых различными авторами в процессе первичного анализа сценария, нами было определено, что наиболее эффективны с этой точки зрения, проработанных в плане этапности и технологичности, а также экологичности для клиента представляются сказкотрапевтический метод и транзактный анализ.

Целью настоящей работы было всестороннее исследование феномена жизненного сценария личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды следующих ученых:

- Сценарный анализ Эрика Берна [1];

- Транзактный анализ - восточная версия В.В. Макарова [6],

- Методика определения уровня фиксированной эмоциональной установки человека по В.В. Макарову [3];

- Методики сказкатерапии: "Любимая сказка" и "Сказка о моей жизни", направленные на изучение жизненного сценария [2; 4].

Основываясь на положениях транзактного подхода, жизненный сценарий рассматривается как важная психологическая структура личности, оказывающая существенное влияние на жизненный путь. При этом в данном подходе акцент делается на малоосознаваемостъ, схематизированностъ и внешнезаданность сценария.

Однако, рассмотрение трудов представителей отечественной психологии, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, выстраиваемую самой личностью в процессе самоопределения, оказывающую влияние на те жизненные позиции, которые проявляет человек в карьере, работе, в браке, в сфере межличностных отношений.

Согласно типологии, сложившейся в рамках транзактного анализа, по своему содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого (неудачника, жертвы) и сценарий непобедителя или банальный [6].

Основной методикой выявления жизненного сценария, используемой в исследовании, был клинический опросник В.В. Макарова [6], позволяющий измерить уровень фиксированной эмоциональной установки человека, раскрыть те его качества, которые препятствуют повышению уровня удачливости.

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы сценариев жизни

1.1 Сценарий жизни: понятие, сущность

Проблема жизненного сценария привлекала внимание ученых практически с самого начала возникновения психологии как самостоятельной области научного знания. Исследования жизненного сценария, его структурных компонентов, сценарного поведения были освещены в трудах З. Фрейда, А. Адлера, К.Г Юнга, Й. Стюарта, К. Штайнера, К. Роджерса, Г. Олпорта, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, Л. Н. Когана, Н. В. Гришиной, В. Н. Дружинина и др.

Общим значением понятия "жизненный сценарий" является некая заданность, упорядоченность хода действий и событий (субъективно значимых ситуаций) относительно прошлого, настоящего и будущего [8].

В общей тенденции западных подходов к изучению проблемы жизненного сценария можно выделить два направления: 1) проблема сценарного (повторяющегося) поведения, 2) проблема сценарной предопределенности жизни.

Одним из первых на феномен повторяющегося поведения обратил внимание З. Фрейд. Он заметил, что в процессе психоаналитической терапии приходится иметь дело с разнообразными проявлениями навязчивых повторений со стороны больных. Такое явление получило название "отыгрывание".

Впервые З.Фрейду пришлось иметь дело с феноменом отыгрывания при лечении молодой девушки в 1900 году (случай Доры).

В работе "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) З. Фрейд отметил, что проявления навязчивого повторения, встречающиеся в психической жизни раннего детства и в случаях из психоаналитической практики, отличаются настолько непреодолимым, "демоническим" характером, что можно предположить наличие в живом организме "стремления к восстановлению какого-либо прежнего состояния".

В "Новом цикле лекций по введению в психоанализ" (1933) З. Фрейд высказал мысль, в соответствии с которой в навязчивом повторении выражается "консервативная природа инстинктов" и оно преобладает даже над принципом удовольствия: "Есть люди, которые в своей жизни без поправок повторяют всегда именно те реакции, которые им во вред, или которых, кажется, преследует неумолимая судьба, в то время как более точное исследование показывает, что они, сами того не зная, готовят себе эту судьбу" (курсив наш) [5].

Таким образом, З.Фрейд пришел к мысли о том, что природа повторяющихся действий инстинктивна: первые сильные эмоциональные реакции индивида закрепляются в форме рефлекса, который индивид склонен воспроизводить в дальнейшей жизни, воспроизводя как эмоциональные реакции, так и тип поведения, который им соответствует.

Второе направление (сценарной предопределенности жизни), представлено в исследованиях К.Г. Юнга и постюнгианском направлении (архетипическая психология).

К.Г. Юнг в результате многолетних клинических наблюдений пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Архетипы (от греч. "архе" - "начало" и "типос" - "образ") - мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, изначальные модели восприятия, мышления, переживания.

Энергия архетипа инстинктивна, поскольку архетип по своей сути есть инстинкт; архетип есть "поведенческий паттерн" инстинкта, его значение или, как выразился Юнг, "его психический эквивалент" [13,5, курсив наш].

С этой позиции личность является театром архетипических фигур, часть из которых располагается на переднем плане внизу и в центре, другие ожидают за кулисами. [13,7 курсив наш].

То есть, постюнгианская психологическая традиция склонна считать, что сценарные проявления личности обусловлены архетипическими образами, и по сути инстинктивны.

Хотя феномен повторяющегося типичного поведения исследовался достаточно интенсивно, термин "сценарий" вошел в терминологический аппарат психологии сравнительно поздно. Концепция сценария была разработана Э. Берном и его коллегами, особенно К. Стайнером, в середине 60- х годов. И в настоящее время она является, наряду с моделью личности, основанной на состояниях Я (эго-состояниях), центральной идеей транзактного анализа [11].

В работе "Принципы группового лечения" Берн определил жизненный сценарий как "неосознаваемый план жизни". Позже, в книге "Что вы делаете после того, как сказали "привет", он дал более полное определение: "План жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается последующими событиями и завершается так, как было предопределено с самого начала" [1].

Согласно Э. Берну, жизненный сценарий является некоей бессознательной структурой, программой поступательного развития, управляющей жизнью человека и определяющей его поведение в важных жизненных аспектах.

Транзактные аналитики большое внимание уделяли феномену повторяющегося поведения, которое в рамках транзактного подхода получило название "сценарное поведение

Признаком сценарного поведения является определенная, зафиксированная последовательность мыслей, чувств и действий, которая воспроизводится каждый раз в неизменном виде, в одном и том же порядке. Может меняться контекст, обстоятельства и даже содержание ситуаций, но распознаваться и трактоваться личностью они будут всегда схожим образом, соответственно, и вести себя человек будет схожим способом. Каждый раз по завершении сценарного цикла (в терминологии Э. Берна) личность делает из 16 состоявшегося события одни и те же выводы, подкрепляет одни и те же когнитивные и эмоциональные установки, способствуя тем самым закреплению модели сценарного поведения. Таким образом, можно говорить о некоторой устоявшейся модели поведения или схеме действий, которая воспроизводится в ряде аналогичных жизненных ситуаций.

С.П.Гурская, рассматривая феномен сценарного поведения личности, подчеркивает, что нередко непроизвольная повторяемость типичных жизненных ситуаций и проблем трактуется субъектом как неудовлетворительная, нежелательная, но неизбежная. Неизбежность повторяемости обусловлена тем, что субъект не осознает механизмы возникновения повторяющихся ситуаций, а также не находит способы сознательного контроля хода повторяющихся событий. Можно сказать, субъект не отдает себе отчет в том, по каким причинам с ним постоянно происходят одни и те же неудовлетворительные события, почему ему приходится сталкиваться с одними и теми же повторяющимися специфическими проблемами, предотвратить появление которых личность не в состоянии [3].

С позиций экзистенциального подхода человек ежедневно выбирает и подтверждает свое существование, свое бытие. Но западные исследования жизненных сценариев и сценарного поведения показывают, что природа сценарного поведения инстинктивна: независимо от контекста, обстоятельств и даже содержания ситуаций, распознаваться и трактоваться ситуация будет типичным для индивида образом. Каждый раз по завершении сценарного цикла личность делает из состоявшегося события одни и те же выводы, подкрепляет одни и те же когнитивные и эмоциональные установки, способствуя тем самым закреплению модели сценарного поведения (Э. Берн, Й. Стюарт, В. Джойнс, К.Штайнер, и др.).

В отечественной психологии, методологическим основанием которой долгое время служил деятельностный подход, сложился противоположный ракурс исследования проблемы жизненного сценария личности (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, Ю.М.Резник, Н.А.Рыбников, К.А.Абульханова-Славская, А.А.Кроник, Е.И.Головаха, Н.В.Гришина, Т.С.Мороз, Н.В.Дружинин, А.В. Сохань и др.).

(Субъектно)-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) подразумевает, что основным атрибутом субъекта является активность: субъект "обозначает", "определяет" себя своей активностью. Такие характеристики, как жизненные цели, стратегии жизни, смысловые ориентации и др., опосредуют взаимодействие человека с миром. Согласно субъектнодеятельностному подходу, личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. По выражению С.Л. Рубинштейна, "человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию" [Цит. по: 4].

В работах Ю. В. Синягина, О. Ю. Перевезиной, Ю. А. Яковлевой, А. В. Поляковой указывается на смысловое сходство жизненного сценария с понятиями, разработанными в отечественной психологии: "жизненный план", "жизненная стратегия", "жизненная цель", "жизненный стиль" и др. [12]. 17 Данные понятия отражают российскую тенденцию, заданную трудами С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева и др. к рассмотрению детерминант жизненного сценария личности, связанного с возможностью самоопределения и сознательного выбора личностью жизненного пути. Мизинова А.И. считает, что эти понятия являются производными от жизненного сценария и связаны с его функцией планирования - конструирования (жизненный план, жизненная цель, жизненный смысл, жизненный девиз) и структурирования жизни (при помощи жизненной стратегии, жизненного стиля) [6]. В частности, по мнению Л.А.Губаревой, направленность жизненных целей обусловлена специфическим содержанием жизненных смыслов личности, которые формируют ее жизненный девиз. Именно жизненный девиз, в представлении автора, основанный на жизненных целях и смыслах, является базисом жизненного сценария [2].

Но и в западных подходах, начиная с А. Адлера и Г. Олпорта, существуют подобные воззрения. Так, Адлер, предвосхищая положения гуманистической психологии, говорил, что в постоянном стремлении к совершенству, люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Именно выбор жизненной цели задает вектор движения и отражает отношение человека к собственной жизни [14].

В своем труде "Основные особенности психологии личности" (Becoming: Basic considerations for а psychology оf personality, 1955), Олпорт писал: "Некоторые теории развития основаны, главным образом, на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких, которые не столько стараются сохранить свою жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной" [15, 180].

Ни Адлер, ни Олпорт, подчеркивая способность человека к свободному жизнетворчеству, не изучали проблему жизненного сценария личности. Скорее всего, в силу того, что жизненный сценарий, с их точки зрения, не является проблемой здоровой личности со здоровым и свободным целеполаганием.

И тогда мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны, человек - творец собственной жизни, и представители психологической науки, которые придерживаются такой точки зрения, практически с отвращением говорят о предопределенности и неотвратимости разворачивания жизненного сценария.

С другой стороны, мы имеем доказательства обратного. В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме жизненных сценариев личности, неоднократно подчеркивалось, что жизненный сценарий личности не всегда обусловлен сознательным выбором человека (Ф.Перлз, А.А. Шутценбергер, С. Гроф и др.), и наиболее полно и четко рисунок жизненного сценария личности проявляет себя в условиях переживания кризиса либо нахождения в нестандартных ситуациях.

Принципиальная новизна личностно-бытийного подхода (З.И. Рябикина) заключается в том, что основным механизмом, детерминирующим развитие психики выдвигается не противоречие "индивид - среда", или "личность - 18 среда", предполагающая некое третье опосредующее звено, например личность - (деятельность) - среда, или, личность - (система когниций) - среда (характерное для российских и западных исследований личности предыдущего этапа); а взаимообусловленная дуальность "личность и ее бытие" [9;10].

Рассмотрение в качестве предметной области психологии категориальной целостности "личность и еѐ бытие" (З.И.Рябикина) создают возможность принципиально нового подхода к изучению проблемы формирования и реализации жизненного сценария личности.

Если рассматривать динамику возрастного развития с точки зрения расширения бытийности личности по мере прохождения стадий развития, в таком развитии личность осваивает позиции в отношениях Я - Мир (досознательный уровень, базовое доверие - недоверие к Миру), Я - Ты (предсоснательный уровень, доверие - недоверие к Другому), Я - Они (сознательный уровень, доверие - недоверие к социуму). По мере прохождения стадий развития личностью осваиваются различные позиции в отношениях - доминантная, пассивная, либо здоровая, адекватная теме возраста. Такие позиции встраиваются в структуру личности, и впоследствии на правах значимых частей личности начинают экспансироваться во внешнее пространство, организуя бытие согласно своим смыслам.

З.И.Рябикиной [9;10] предлагается рассмотрение личности как реализующей в своем поведении три сопряженные базовые потребности: (а) потребность в самоактуализации, в экспансии, (б) потребность во внутренней согласованности и сохранении целостности психического, (в) потребность быть подтвержденной внешним, тем, через что объективировано ее субъективновнутреннее (потребность в обретении и поддержании целостности внешнего и внутреннего, объективного и субъективного пространств личности).

Эти три потребности могут рассматриваться как: (а) потребность реализовать позицию, занимаемую в отношениях Я - Мир, Я - Ты, Я - Они, (б) потребность сохранять устойчивость такой позиции, (в) потребность организации жизненного сценария таким образом, чтобы он, людьми и событиями, вовлеченные в него, подтверждал позицию в отношениях Я - Мир, Я - Ты, Я - Они [7].

Причем позиция в отношениях, согласно личностно-бытийному подходу (З.И. Рябикина), как часть структуры личности детерминирует процесс отражения реальности и распредмечивает действительность в соответствии со своими целями, запросами и потребностями.

Таким образом, жизненный сценарий является глобальным бытийным пространством личности и одним из способов выражения интенции БЫТЬ, т.е. поддерживать и расширять свое бытие. Рассмотрение личности и ее бытия как категориальной целостности (З.И. Рябикина) создает возможность не только объединения противоречивых теоретических подходов к исследованию жизненного сценария, но имеет большой практический потенциал с точки зрения диагностики, прогнозирования и коррекции важнейших жизненных ситуаций и возможных линий развития жизненного сценария личности.

1.2 Типы жизненных сценариев

Что такое жизнь? Трактовок это понятия довольно много. Но одно мы знаем точно - человеческую жизнь нельзя запрограммировать от начала и до конца. Наша жизнь непредсказуема!

Рождение, первые шаги и слова, школа, учеба, работа, семья - все это присуще человеку. На подсознательном уровне каждый человек переживает свой определенный сценарий.

- Сценарий - это бессознательный жизненный план

- Сценарий ведет к финалу (расплате)

- Человек сам принимает решение о своем сценарии

- Сценарий подкрепляется родителями

- Сценарий лежит вне пределов сознания

- Происходит искажение реальности с целью "оправдать" сценарий

Впервые теория сценария была разработана Эриком Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером.

ТА.Берн в своих ранних работах определял сценарий как "бессознательный жизненный план". Затем дал более полное определение: "План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути".

Эрик Берн пришел к выводу, что судьба любого человека программируется в дошкольном возрасте. Это хорошо знали священники и учителя средневековья, говорившие: "Оставьте мне дитя до шести лет, а потом берите обратно". Хороший дошкольный воспитатель может даже предвидеть, какая жизнь ожидает ребенка, будет ли он счастливым или несчастным, станет ли победителем или неудачником.

Сценарий по Берну - это подсознательный жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. "Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, - пишет Берн, - навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Что бы ни говорили люди, что бы они ни думали, какое-то внутреннее побуждение заставляет их добиваться того финала, который часто отличается от того, что они пишут в своих автобиографиях и заявлениях о приеме на работу. Многие утверждают, что хотят заработать много денег, но теряют их, тогда как окружающие богатеют. Другие утверждают, что ищут любви, а находят ненависть даже в тех, кто их любит".

В первые два года жизни поведение и мысли ребенка программируются в основном матерью. Эта программа и формирует первоначальный каркас, основу его сценария, "первичный протокол" относительно того, кем ему быть: "молотом" или "наковальней". Такой каркас Эрик Берн называет жизненной позицией человека.

Несмотря на то, что жизненные сценарии у всех разные, Эрик Бёрн выделил 6 общих способов проживания этих сценариев. Их называют сценарными паттернами или сценарными процессами, а также просто сценариями. Каждому из 6 сценариев соответствует определенный древнегреческий миф.

Сценарий "Никогда" или сценарий Тантала

В истории о Тантале герой мучился от голода и жажды, но, несмотря на близость воды и пищи, не мог удовлетворить эти потребности. Люди, живущие с таким сценарием, уверены, что у них не получится достичь цели или получить желаемое.

Они нередко рассуждают о том, как труден путь к цели, но при этом не делают ничего конкретного для того, чтобы эту цель достичь, потому что они совершенно уверенны, что у них никогда ничего не получится.

Основная установка людей с таким паттерном - это "Я никогда не смогу получить то, чего мне хочется больше всего".

Сценарий "Пока не" ("До тех пор, пока") или сценарий Геракла

Наверняка, все знают миф о Геракле, где герой не мог получить прощение, пока не совершит 12 подвигов. Точно также люди, живущие по этому сценарию, убеждены, что они не смогут получить желаемое, пока не выполнят ряд условий.

От них часто можно услышать размышления о том, какое огромное количество дел им нужно сделать для того, чтобы достичь цели. Вот свежий клиентский пример такого сценарного убеждения от девушки, которая закончила курсы мастера-бровиста и прошла практику: "Я не могу брать деньги за оформление и покраску бровей, пока не отработаю бесплатно с 10 клиентами".

Основная установка людей со сценарием Геракла - это "Я не могу иметь то, что хочу, пока не заплачу за это".

Сценарий "После" ("После того, как") или сценарий Дамокла

Да, это про тот самый дамоклов меч, который висел на волоске над несчастным Дамоклом, и заставлял его постоянно ожидать расплаты.

Наверняка, вы много раз слышали фразы вроде "Вот сейчас смеёшься - потом плакать будешь", "За всё в этом мире надо платить" и другие, основным посылом которых является непременное наступление неприятной расплаты за какие бы то ни было радости жизни.

Основная установка людей со сценарием Дамокла - это "Сегодня я могу радоваться, но завтра меня обязательно ждёт расплата (разочарование) за это"

Сценарий "Всегда" или сценарий Арахны

В этом мифе богиня Афина превратила искусную ткачиху по имени Арахна в паучиху, чтобы та ткала вечно. Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн, уверены, что нечто будет преследовать их всегда. Они уверены в этом настолько, что не допускают даже мысли о том, что однажды это может измениться. Например, "Да, я мне всегда не везёт с мужчинами. Вот такая я. И ничего с этим не поделать".

Основная установка людей с этим сценарием - это "Я должен всегда оставаться в этой же ситуации".

Сценарий "Почти" или сценарий Сизифа

Помните про сизифов труд? Когда Сизиф вынужден был закатывать на гору тяжёлый камень, но, как только камень оказывался почти на верхушке горы, то скатывался вниз, и Сизифу приходилось начинать всё заново.

Этот сценарный процесс имеет две разновидности.

"Почти" тип 1 - это люди, которые прекращают дела, когда они уже почти завершены. Например, почти дочитала книгу и забросила или "почти довязала кофточку, осталось только пуговки пришить", и лежит эта кофточка годами почти довязанная. Очень распространенный сценарий.

Основная установка: "Я почти достиг успеха"

"Почти" тип 2 - это люди, которые доводят дела до конца, но им каждый раз кажется, что этого недостаточно и в срочном порядке они придумывают себе новое дело, более сложное. Если говорить метафорой, то это Сизиф, который поднял камень на гору и увидел, что впереди новая гора, выше прежней.

Всё бы хорошо, но проблема в том, что люди со сценарным паттерном "Почти" 2 типа не умеют радоваться своим достижениям и успехам. Они мастерски их обесценивают, говоря "Разве ж это успех? Разве ж это гора? Вон впереди - гора так гора! Вот на её закачу свой камень и тогда порадуюсь". Но после этой горы они увидят следующую, ещё больших размеров. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не освободится от этого сценария.

Основная установка людей с этим паттерном - это "Я всё ещё не достиг успеха".

Сценарий "С открытым концом" или сценарий Филемона и Бавкиды

Филемон и Бавкида были добродетельными мужем и женой, в награду за это боги подарили им возможность никогда не расставаться, превратив их в два рядом стоящих дерева.

На практике это сценарий людей, которые не знают, что делать после достижения цели. Люди с таким сценарием уверены, что если они будут жить по правилам, ничего не нарушая, соблюдая нормы и рамки, то в конце их обязательно ждёт награда.

Проблема в том, что награды может и не быть. Часто этот сценарий можно наблюдать в семьях, где родители старались правильно воспитать своих детей, дети выросли, уехали, а родители не знают, что им теперь делать дальше (тот самый широко известный синдром пустого гнезда).

Основная установка людей с таким сценарием - это "После достижения определенной цели я не знаю, что делать дальше".

Сценарий по Берну - это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Часто сценарное программирование происходит в негативной форме. Родители забивают головы детей ограничениями, приказами и запретами, таким образом, воспитывая неудачников. Но иногда дают и разрешения. Запреты затрудняют приспособление к обстоятельствам, тогда как разрешения предоставляют свободу выбора. Разрешения не имеют ничего общего с воспитанием вседозволенностью. Важнейшие разрешения - это разрешения любить, изменяться, успешно справляться со своими задачами, думать самому.

Чтобы освободиться от сценария, человеку требуются не угрозы и не приказы (приказов у него в голове и так достаточно), а все те же разрешения, которые освободили бы его от всех родительских приказов. Разрешите самому себе жить по собственным правилам. И, как советует Эрик Берн, отважьтесь наконец-то сказать: "Мама, лучше я сделаю по-своему".

У одного и того же человека может быть несколько сценарных паттернов, которые проявляются в разных сферах жизни. Разумеется, сценарий не является чем-то данным раз и навсегда. От него можно освободиться и начать строить свою жизнь по собственному сценарию. Как всегда, всё зависит только от вас.

1.3 Методы исследования жизненного сценария личности

Жизненный сценарий личности представляет собой сложносоставной бессознательный феномен. Его исследование осложняется тем, что в структуру сценария входят различные элементы, большая часть которых самим человеком не осознается. Так, например, человек чаще всего осознает повторяющиеся события в своей жизни, которые не приводят к конструктивному результату, может оценить последствия этих событий. Но причины их возникновения и механизм, обеспечивающий деструктивную повторяемость, почти всегда лежат вне зоны сознания личности. Тем не менее исследование жизненного сценария зачастую крайне необходимо. Без полного осознания самого сценария, а также причин его возникновения и механизмов, запускающих разрушительные жизненные события, невозможно освободиться от сценарного влияния на свою жизнь. Кроме того, исследование жизненного сценария личности имеет научную ценность: до сих пор неясна структура явления, назначение сценария, не определен список элементов, входящих в структуру жизненного сценария. Своим появлением термин "жизненный сценарий личности" обязан Э. Берну - основателю транзактного анализа в психологическом консультировании. В этом направлении основной способ диагностировать жизненный сценарий человека - это наблюдение за ним в процессе индивидуальной и/или групповой работы, сопровождающееся заполнением сценарных вопросников. Наблюдение за клиентом в процессе психологической работы - это основной метод, с помощью которого транзактные аналитики обнаруживают жизненный сценарий личности. Э. Берном были описаны так называемые признаки сценария - особенности поведения клиента в группе, по которым можно отметить момент включения личности в свой сценарий. Эти признаки представляют собой различные телесные (зачастую физиологические) проявления (глубокий вздох, перемена позы, появление напряжения в какой-либо части тела) [2, 3]. После того как человек включился в сценарий, он начинает его реализовывать. Далее задача аналитика состоит в том, чтобы наблюдать за поведением и отмечать его малейшие изменения. Поскольку все происходит в реальном времени, аналитик имеет возможность тут же вынести свои наблюдения для обсуждения в группе или с самим клиентом (если они находятся в процессе индивидуальной психотерапии) с целью раскрытия сценария и его преодоления. Очевидно, что такой метод исследования сценария наиболее хорош для индивидуально-личностной работы и обнаружения сценариев конкретных людей, но не удобен для изучения сценария как феномена с целью построения целостной картины явления. Сценарные вопросники как самостоятельный метод исследования сценария не используются транзактными аналитиками, они представляют собой дополнение (выдаваемые клиентам в качестве домашнего задания) к работе в группе или в процессе индивидуального консультирования. Как следствие, нет единой схемы (или хотя бы общего принципа) анализа ответов на такой вопросник, которой можно было бы пользоваться для выявления сценария, не прибегая к индивидуальной или групповой психологической работе. Каждый аналитик вынужден всякий раз, в зависимости от индивидуальных особенностей клиента, изобретать новый способ показать ключевые особенности жизненного сценария человека. Таким образом, стоит задача создания такого способа исследования сценария, который, во-первых, позволит установить индивидуальный жизненный сценарий людей и, во-вторых, благодаря общим принципам и схемам анализа, позволит делать выводы о жизненном сценарии как общепсихологическом феномене. Необходимо отметить, что вопросникам как методу исследования сценария, несмотря на то, что они не использовались самостоятельно, в транзактно-аналитической работе уделялось много внимания (кроме того, Э. Берн и его последователи предлагают сценарные вопросники как способы самоисследования сценария [2, 3, 12]). Метод интервью (на основе которого строятся вопросники) представляется тем методологическим принципом, который способен обеспечить возможность выявления сценария. Рассмотрим подробнее те способы интервьюирования, которые использовались психологами в своей работе для обнаружения жизненных сценариев людей. Сценарные вопросники варьируют по количеству вопросов. Например, К. Штайнер считает, что сценарий личности будет всегда основываться на трех вопросах, которые касаются личной идентичности человека и его судьбы [12]: Кто я? Что я здесь делаю? Кто все эти другие? Вопросник по Э. Берну содержит несколько разделов, касающихся разных возрастов человека (дородовые воздействия, раннее детство, средний возраст, позднее детство, юность, зрелость), а также вопросы о том, какой человеку видится сцена его смерти. В каждом из разделов от 5 до 19 вопросов. Кроме того, Э. Берн предложил еще и терапевтический вопросник, позволяющий понять, насколько человеку удалось избавиться от своего сценария в процессе групповой психотерапии. В нем 20 вопросов, касающихся самоотношения, отношения к миру, к собственной жизни, к другим людям [2]. М. Джеймс и Д. Джонгвард предлагают свой вариант вопросника, дающего возможность исследовать сценарий жизни. Первая группа вопросов касается культурного и семейного сценариев, вторая - личного. Кроме того, они предлагают исследовать словесные (вербальные) послания сценария (слова, которые были сказаны по отношению к человеку в детстве), ролевые отождествления (роли в сказках, мифах, историях, любимые человеком и, предположительно, в соответствии с которыми он ведет себя в ключевых аспектах своей жизни), представления человека о его жизни [4, 13]. Иными словами, существует большое поле вопросов, которые, с точки зрения Метод исследования жизненного сценария личности разных аналитиков, необходимо задать человеку с целью распознать его сценарий. Нет единого подхода к созданию вопросников, единого списка вопросов. Вследствие этого невозможно создать единую схему анализа ответов испытуемых на сценарные вопросники с целью построить целостную картину сценария как явления. Кроме собственно транзактно-аналитических методов распознавания сценария жизни, обнаружение сценария возможно с помощью ранних детских воспоминаний по А. Адлеру, поскольку и в транзактном анализе, и в индивидуальной психологии придается большое значение раннему детскому опыту [1, 2, 4, 8]. Е.В. Сидоренко приводит интервью, с помощью которого можно установить те детские переживания, которые оказывают влияние на взрослую жизнь человека и лежат в основе стиля его жизни (по А. Адлеру) и соответственно сценария жизни. Причем она описывает две схемы интервью: для детей и для взрослых. Вопросы интервью касаются состояния и личности самого человека, его родительской семьи, воспоминаний об отношениях в семье, о детских болезнях, страхах, интересах. Процедура диагностики раннего воспоминания предполагает, что человек письменно опишет свое воспоминание, руководствуясь определенной инструкцией. Различные консультанты предлагали разные инструкции, однако во всех подчеркивается необходимость описывать чувства и подробности воспоминания о конкретном событии, не прибегая к помощи кого бы то ни было в окружении [8]. Кроме интервьюирования на основе сценарных вопросников, существует еще один способ изучить жизненный сценарий личности. Он представляет собой диагностику с помощью сказок (мифов, легенд и др.) [7, 10]. Психологическая работа со сказками очень разнообразна: начиная от припоминания любимой сказки детства, заканчивая самостоятельным сочинением сказки о себе и с последующим ее разыгрыванием в группе. Каждая из таких сказок содержит много информации о ее авторе [7, 9]. Поскольку речь идет о создании метода исследования сценария, базирующегося на принципе интервьюирования, подходящими способами раб

Оглавление

- Введение
Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
23
Размер файла
32.68 КБ
Просмотров
206
Покупок
0
Значительное количество расстройств в межличностных отношениях и функционировании человека как
Купить за 1800 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1950 оценок
среднее 4.2 из 5
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!
Елена Елена прекрасно справилась с задачей! Спасибо большое за великолепно выполненную работу! Однозначно рекомендую!
Михаил Михаил отличный эксперт! Работу сделал раньше заявленного срока, все недочеты поправили, работой довольна! 5+
Мария Благодарю за работу! Замечаний нет!